Документальный фильм Кто такой этот Кустурица?
Документальный фильмОн все делает на совесть. Подрался в шутку с сыном — разорвал на нем майку. Праздновал в Каннах на пляже, отмечая Золотую Пальмовую ветвь — принял участие в массовой потасовке и, по признанию очевидцев, «навалял» обидчикам.
Он говорит: «У меня всегда были слишком тонкие ноги и слишком большая голова, поэтому с юности приходилось доказывать окружающим, что ты чего-то стоишь, и „на районе“, и девушкам».
Эмир большую часть жизни прожил в двояком состоянии — между тем, кто он есть, и тем, кем хотел бы стать. «Я никогда не переставал мечтать о том, чтобы стать кем-то другим. Возможно, самое удивительное в моей жизни — это то, что я до сих пор не верю, что я не футболист или не капитан большого корабля. Режиссура позволила мне объединить и реализовать все мои тысяча и одно желание».
Фильм с помощью своего главного героя пробует раскрыть зрителю его личность с множества ракурсов, в разных ситуациях и эпизодах из его жизни, выхватывая частички главного — того, что отвечает на вопрос: «Кто такой этот Кустурица?»
Эмир вырос в том районе Сараево, который считался цыганским. У сверстников выбор был небогатый — либо стать вором, либо гением. Эмир выбрал второе. Часто дрался. Пожалуй, так часто, что в какой-то момент отец буквально выпихнул его подальше — в пражскую киношколу. Бедный студент выживал там за счет «фарцовки». Они с приятелем ездили в Германию за грампластинками и перепродавали их в Праге. Одна «ходка» позволяла прожить месяц.
Он не делает разницы между реальностью и вымыслом, поэтому, когда смотришь его фильмы, невольно то и дело пересекаешь невидимую границу между ними.
За первый же свой полнометражный фильм «Помнишь ли ты Долли Белл» Кустурица получил Золотого Льва в Венеции. Он тогда служил в армии и ему дали увольнительную на сутки, чтобы забрать приз. По молодости Эмир оригинально воспринимал свои успехи. Венецианский приз, по его словам, повысил его в собственных глазах настолько, что в ответ на просьбу об интервью с лживым журналистом он нашел в себе силы ответить: «Да пошел ты!».
Он вырос, но остался ребенком. Ему все любопытно. Он свободен и имеет право на ошибку. Правда, не ошибается. Или делает это так изящно, будто хочет сказать: «Так и было задумано».
Кустурица никогда не придавал значения форме (в противовес содержанию). Его картина «Папа в командировке» получила Золотую Пальмовую ветвь в Каннах. На награждении Эмир не появился. Когда его звали в Канны, он сказал: «Не могу, с паркетом вожусь» (у приятеля в кухне паркет перекладывал).
Когда он получал награду на Московском кинофестивале, то делал это в костюме, который ему одолжил Никита Михалков, потому что свой привезти не догадался. У него все время развязаны шнурки, но не от небрежности: Кустурица почти все время на ногах — и с развязанными шнурками ногам легче. Когда он с другом зашел в парижский банк, чтобы поменять деньги, охрана, взглянув на них, тут же схватилась за оружие — подумали, что это налет. А он просто был небрит. Как обычно.
Друг его говорит: «Многие думают, что Эмир — шпана с периферии, непробиваем, как асфальт. Что-то такое в нем, конечно, есть. Но с другой стороны, он невероятно нежный и добрый человек. А еще он похож на цыганскую трубу. На ней вовсе не обязательно играть правильно, главное — чувствовать. В нем есть частичка этого безумного звука. Поэтому его все и любят».
Ему мало того, что птицы летают. Ему надо, чтобы и люди летали. У других режиссеров человек может подлететь, только если подорвется на мине. У него он взлетает от любви.
Как он это делает? Это все равно что спросить: о чем говорят два медведя?
В фильме принимают участие:
Горан Брегович — композитор;
Славко Штимац — актер;
Лилиана Благоевич — актриса;
Александр Берчак — актер;
Мики Манойлович — актер;
Лазар Ристовски — актер;
Станислав Попович — сокурсник Э. Кустурицы по киношколе в Праге;
Абдула Сидран — сценарист;
Неле Карайлич — музыкант «Ноу смокинг оркестра»;
Чеда Марьянович — музыкант «Ноу смокинг оркестра»;
Деян Спараволо — музыкант «Ноу смокинг оркестра»;
Майя Кустурица — жена;
Стрибор Кустурица — сын;
Милорад Глушица — оператор;
Никита Михалков — режиссер,
а также «Бурановские бабушки».