Документальный фильм К 95-летию Анатолия Папанова. "Так хочется пожить..."
Документальный фильмАнатолий Папанов - любимый актёр с простодушным лицом и неповторимым голосом. Мы знаем и любим Папанова, в первую очередь, как героя комедий. Но те, кто близко знал актера, говорят: он был гораздо глубже и тоньше своих героев.
Единственная дочь актера Елена Папанова в нашем фильме — главное действующее лицо. Она не только откровенно рассказала нам об отце и стала проводником в его мир, но и озвучила наш фильм. Мы покажем Папанова ее глазами. Елена Анатольевна провела нас по Москве, по местам детства и юности Папанова. Мы побывали в районе, куда Папановы переехали из Смоленской области, сходили в Театр сатиры, ДК «Каучук», где он в школе занимался в театральном кружке.
Успех пришел к Папанову после 40 лет. Долгое время его снимали только в эпизодах. Из-за творческого простоя актер даже выпивал. Но слава нашла своего героя. Со временем Папанов стал настоящей, ни на кого не похожей звездой!
Папанову было 43 года, когда Эльдар Рязанов позвал его в свою картину «Берегись автомобиля». После этой роли об актере заговорили. Он сыграл талантливо, ярко, смешно. Многое в своего героя он добавил от себя. Почти все знаменитые фразы — «твой дом — тюрьма», «положь птичку» Папанов придумал сам. А еще он придумал своему герою повязать носовой платок на голову и заправить галифе в носки. Хотя в жизни одевался иначе
Специально для нашего фильма мы с Еленой Папановой сходили в Театр сатиры, где актер проработал много лет. Сюда он пришел уже будучи женатым на Надежде Каратаевой. С ней он прожил всю жизнь. Он был верным человеком во всем, так и говорил: «Одна жена, один театр». Он никогда не смотрел на других женщин. В нашем фильме актриса Светлана Светличная вспомнит, как на съемках фильма «Бриллиантовая рука» за ней ухаживали все актеры, кроме Папанова.
После выхода картины «Бриллиантовая рука» на Папанова обрушилась всенародная любовь. Ему к тому времени было уже 46 лет. Фильм имел колоссальный успех. Героя Папанова обожали все, «Лёлика» тут же разобрали на цитаты. А сам он не любил эту роль. Считал, что сыграл плохо. Был уверен, что у него достаточно и опыта, и таланта, чтобы сделать эту роль лучше. Его жене тоже не понравилось, она даже раскритиковала мужа: «Тебе по силам любые полутона, что же ты так пережимаешь?!». «Я бы и сам сыграл иначе, но Гайдай попросил играть именно так», — отвечал ей актер.
Анатолию Папанову режиссёры то и дело предлагали сыграть очередного «дурачка-грубияна». А ведь в жизни он был совсем другим. Любил Пушкина, наизусть цитировал сонеты Шекспира. Терпеть не мог панибратства и пошлости. И был очень скромным человеком! Когда он купил Волгу, специально ставил ее далеко от театра, чтобы не вызывать зависть коллег. И дачу купил себе скромную, небольшую. Считал, что неприлично выделяться хоромами по сравнению с соседями. Мы побывали на этой даче, Елена Анатольевна рассказала нам, как они строили дом, занимались участком.
Папанов умел преображаться на сцене. А вот со своей специфической речью ничего поделать не мог. Как ни старался, не получилось исправить — прикус был неправильным. Впрочем, именно такой голос с «вульгарными шипящими», за который актера так ругали преподаватели, станет его козырем. В 1969 году его голосом заговорил Волк из знаменитого советского мультика «Ну, погоди!». Специально для нашего фильма мы сняли внучку актера — Марию, она вспомнила, каким дедушкой был Анатолий Дмитриевич, и рассказала нам, какая серия «Ну, погоди!» её любимая.
Волка из «Ну, погоди!» Папанов не любил еще больше своих смешных киноперсонажей. Точнее, ту славу, которую он ему принес. Говорил, что этот мультяшный герой «перегрыз его биографию». Он мечтал, чтобы зрители воспринимали его шире — например, посмотрели бы его в театре. Ведь он сыграл там много серьезных ролей. Актрисы Наталья Селезнева и Вера Васильева расскажут, как актеры сбегались за кулисы, чтобы посмотреть, как играет Папанов.
В конце 80-х был самый расцвет карьеры актера. Тогда он был по-настоящему счастлив. В родном Театре сатиры он уже сам ставил спектакли как режиссер, преподавал актёрское мастерство в ГИТИСе. Правда, в кино снимался значительно меньше. От смешных персонажей категорически отказывался. И тут начались съемки фильма «Холодное лето 53-го…», где ему предложили роль, о которой он мечтал всю жизнь. Таких персонажей у него еще не было: образованный, интеллигентный, но сильно побитый жизнью человек. В этой роли Папанов узнавал себя. К сожалению, этот фильм оказался последним в его фильмографии… Режиссер картины Александр Прошкин расскажет об этих съемках.
Натурные съемки проходили в Карелии, в глухой деревне. В плотном графике Папанова образовалось три дня отдыха, и он рванул в Москву — выбивать общежитие для своих новых студентов. Папанова ждали в Риге, где проходили гастроли Театра сатиры. Когда он не появился в назначенный день, все заволновались. Стали звонить домой — никто не брал трубку. Его зять срочно приехал в Москву с дачи: дверь в квартиру оказалась закрыта изнутри, и Юрию пришлось обращаться к соседям, чтобы перелезть через балкон. Он нашел Анатолия Дмитриевича в ванной. Тот принимал душ, когда у него случился сердечный приступ… Вместе с Еленой мы зайдем в гости к вдове актера. Сегодня в их доме все осталось таким же, как при жизни Папанова. Даже его халат все так же висит в ванной.
Анатолий Папанов был артистом с большой буквы, независимо от того, смешил ли он на экране или заставлял плакать.
В фильме принимают участие:
Надежда Каратаева — актриса, жена Анатолия Папанова,
Елена Папанова — актриса, дочь Анатолия Папанова,
Юрий Титов — зять Анатолия Папанова,
Мария Папанова — внучка Анатолия Папанова,
Светлана Светличная — актриса,
Аркадий Инин — сценарист, писатель,
Виктор Мережко — сценарист, режиссёр,
Светлана Рябова — актриса,
Вера Васильева — актриса,
Александр Ширвиндт — актёр, Художественный руководитель Театра сатиры,
Наталья Селезнёва — актриса,
Александр Прошкин — режиссёр.