Документальный фильм Специальный репортаж. Герои. Штурмовики
Документальный фильмДва года продолжается специальная военная операция. На фронте сражаются тысячи защитников Отечества. Среди которых самые бесстрашные — пехота, штурмовики! Они первыми идут в бой. Врываются на позиции, отбивают контратаки, метр за метром продвигаясь вперёд.
Порой, расстояние до врага — меньше броска гранаты, а выстрелы бьют в упор. Смертельная дуэль идёт в узких траншеях, где победителя определяет удача, взаимовыручка и личное мужество. Какая она — современная пехота?! И что отличает штурмовика от всех прочих бойцов?
В фильме расскажем о настоящих воинах, настоящих героях — штурмовиках. В зоне специальной военной операции штурмовые отряды всегда на острие наступления, ведут так называемый ближний бой с противником, особенно рискуют столкнуться лоб в лоб с разведкой, нарваться на мины или попасть под огонь снайперов.
О дерзкой вылазке в тыл противника штурмового отряда мотострелкового соединения 29-й армии на Южно-Донецком направлении стало известно в начале февраля 2024 года. Малыми группами, действуя скрытно, наши бойцы смогли скрытно и неожиданно для солдат ВСУ занять высоту и трое суток корректировать оттуда огонь артиллерии.
Всё это время враг даже не подозревал, что у него за спиной работают российские мотострелки. «Задача была поставлена прийти на указанную точку по лесополосе, тем самым обеспечить проход основных сил через нее, развитие наступления, — рассказывает командир отряда „Шторм“ с позывным „Мортон“. — Ребята справились, прошли бесшумно. Погода помогла и сам настрой ребят. Задача была выполнена».
Герои этого боя — замкомвзвода «Барсик», командир отряда «Мортон» и командир отделения с позывным «Чёрный» — не теряют времени зря. В ближнем тылу там, где еще несколько месяцев назад шли ожесточённые бои, они проводят тренировки штурмовых групп. «Ошибок быть не может» — уверены штурмовики.
Командиру отделения «Чёрному» — 25 лет, он родом из Читы, доброволец. Уже награжден Орденом Мужества и медалью «За отвагу»: «Штурмовики — люди конкретные. Мы идем и смотрим вокруг себя, заглядываем в каждое отверстие, в каждую нору. Ты контролируешь ситуацию».
Командир отряда «Мортон» — кадровый военный, на СВО — с осени 2022 года. Уверен, что пока нога пехотинца не ступит на вражескую территорию и не займет окоп, — она считается не нашим опорным пунктом, не нашей землёй: «Танки, артиллерия могут там круглосуточно всё утюжить, сравнивать, разносить, но, если мы туда не заходим — туда обязательно зайдёт враг, это 100%. Поэтому надо туда заходить, зачищать, а по необходимости и штурмовать».
Важная часть боевой работы именно штурмовых бригад — танки и БТР. Бронемашины прикрывают и прокладывают путь пехоте, нередко вызывая огонь на себя. Экипажи бросают на самые горячие участки фронта.
Командир танка с позывным «Манул» вместе со своим экипажем на танке Т-72Б3 отрабатывает взаимодействие с пехотой: «У нас каждый знает своё дело. Задачи давно все распределены. У пехоты — штурмовать, у нас — поддерживать их огнём. Здесь на полигонах отрабатываем всё это и сразу выезжаем на линию боевого соприкосновения».
На тренировках обязательно присутствуют и расчёты БПЛА. «Маэстро» и «Тьма» в своих «птичках» уверены: «Находим пехоту врага, технику врага, даём точные координаты. Потом каждый корректируем огонь артиллерии». С беспилотника контролируется каждый шаг противника. Боеприпасы сбрасывают даже на лету, не зависая над вражескими позициями.
Бойцы тренируются часами, отрабатывая каждое действие до автоматизма. Задействована и бронетехника, и беспилотники — тренировки проходят в обстановке, максимально приближенной к боевой. И нередко группы сразу отправляются на линию боевого соприкосновения.
Герою России, командиру мотострелковой роты, Олегу Пивоварову — 25 лет. С ним мы встретились на Херсонском направлении. Молодой ротный принял командование в ноябре 2022 года и зарекомендовал себя как грамотный командир. Брать ответственность за себя и товарища его научил отец-офицер, который сейчас тоже находится в зоне СВО.
«Знаю каждого своего бойца, что он из себя представляет и на что способен, — рассказывает Олег Пивоваров. — Мы с ними работаем, выезжаем в тыл для проведения занятий по огневой подготовке, отрабатываем действия в лесопосадках, а также штурм зданий».
Олег не раз рисковал своей жизнью на передовой — однажды вызвал огонь на себя: необходимо было выбивать пехоту ВСУ и продвигаться дальше.
«Не нашел другого решения, как наших парней вывести через чистое поле и вызвать огонь на себя, — вспоминает Олег. — В тот момент думал только о том, что если уж сам не выйду, то побольше забрать с собой именно вот ВСУшников!».
Лучший друг Олега — Илья Подорога — ротный в той же бригаде береговой обороны. Кавалер двух орденов Мужества. Его подразделение расположилось буквально в нескольких километрах от Днепра. Летом 2023 года во время потопа, когда украинская сторона разрушила Каховскую ГЭС, парни передвигались на лодках, где-то — вплавь, но своих позиций не оставили.
«Фронт оставлять нельзя ни в коем случае, — говорит командир роты. — Это же наша земля!».
Берег Днепра, пустые глазницы домов, воронки и траншеи. Большая вода и обстрелы превратили все местные деревушки в «мертвую зону». Но под домами, в глубине подвалов кипит жизнь: ведется планирование, организовано наблюдение, обсуждается тактика предстоящих боёв. Защитники Днепра живут и сражаются в километрах подземных катакомб.
«А по-другому здесь нельзя, — рассказывает Илья, — все живут в укрытиях, блиндажах, подвалах: надо быть хитрее врага, сноровистее, быстрее».
В этих катакомбах по-своему уютно, почти как дома: на полу ковры, на стенах фотографии близких и рисунки детей, рядом — мигают экраны и лампочки, шумит техника.
В подземельях работает «Штаб авиакомпании «Барс» — так в шутку Илья Подорога называет своих бойцов, операторов БПЛА, которые круглосуточно несут дежурство в небе над Херсоном. Каждый метр побережья и водной глади — всё под их контролем. В подразделении активно развивается это «воздушное» направление: парни ведут разведку, прокачивают собственные дроны и «перепрошивают» трофеи. Рыщут, наблюдают, бдят: прямо во время работы съемочной группы дежурные засекли и сбили вражеский квадрокоптер!
«Постоянно в подразделении ведётся подготовка, несмотря на ведение боевых действий. Стараемся так, чтобы люди постоянно тренировались, были боевыми киборгами во всех планах. Как говорится, глаза боятся, а руки делают» — проводит экскурсию по подразделению Илья. «Постоянно мониторим обстановку».
Оба друга — Олег и Илья — мотострелки, пехота. Как раз те самые штурмовики, на которых ложится основная нагрузка в ходе СВО. Они защищают передовую линию обороны, они идут в наступление брать опорники врага.
Пивоваров вытаскивал с островов на Днепре тяжело контуженного товарища Илью Подорогу. А тот, можно сказать, сбежал из госпиталя на передовую, чтобы лучший друг в новогоднюю ночь смог навестить родных в Красноярском крае.
«Наша дружба проявилась именно в бою, — вспоминает Илья. — Когда мы друг друга вытаскивали, когда мы друг за друга переживали, находясь, да, там в каком-то даже километре, поддерживали, помогали постоянно».
«Такой сидит, считает ордена Мужества свои, так, ещё третий и, там, Героя дадут, короче. Я говорю: «Илюха, не стремись, надо будет — придёт само, а так вот лучше не надо» — смеется Пивоваров.
Они нечасто видятся, но всегда следят за успехами друг друга, созваниваются, обмениваются опытом, советуются по своей боевой работе.
В фильме приняли участие:
Олег Пивоваров, Герой Российской Федерации
Илья Подорога, командир мотострелковой роты
Позывной «Белгород», командир мотострелкового взвода
Позывной «Барсик», заместитель командира взвода
Позывной «Чёрный», командир отделения
Позывной «Мортон», командир отряда «Шторм»
Позывной «Корей», помощник пулемётчика
Позывной «Пулемёт», пулемётчик штурмовой группы
Позывной «Манул», командир танка
Позывной «Бурят», наводчик-оператор танка
Позывной «Маэстро», оператор БПЛА.