Документальный фильм До и после Штирлица
Документальный фильмЕе называли «железной леди». Татьяна Михайловна могла и умела быть на равных с сильными мира сего и добиваться поставленных целей. Она работала с выдающимися актерами СССР. Но почему эти великие стояли в очереди на съёмки в фильмах этой хрупкой женщины? В чем заключался ее феномен? Что в ней и в ее фильмах было такого, что за честь сниматься у нее почитали Ефремов, Доронина, Тихонов, Броневой, Табаков, Куравлев?
Татьяна Лиознова родилась в Москве в районе трёх вокзалов. Родители девочки не имели отношения к искусству. Отец, Моисей Александрович, был бухгалтером. Папу 17-летняя Таня проводила на фронт в 1941-м. Он погиб в тот же год. С тех пор Лиознова будет беречь свою маму и проживет с ней в двух крохотных комнатках большой коммуналки вплоть до маминой кончины. Мама, Ида Израилевна, хоть и имела три класса образования, однако держала мастерскую кройки и шитья. В войну она потеряла не только мужа, но и трёх братьев. Лиознова всю жизнь советовалась с мамой в профессиональных вопросах и очень ценила её замечания.
Мир Лиозновой — это мир сильных, умных и честных людей. Именно таким видела своих героев режиссер «17 мгновений», «Три тополя на Плющихе», «Мы нижеподписавшиеся» и других картин. От первой самостоятельной работы в кино «Память сердца» до последнего фильма — «Конец света с последующим симпозиумом», лежит бесконечный путь к совершенству стиля, режиссёрского и человеческого поиска, утверждения идеалов высокодуховной нравственности. Лиознова всегда шла от человеческих качеств приглашенного артиста. Вячеслав Тихонов, Леонид Броневой, Николай Гриценко, Евгений Евстигнеев, Олег Янковский, Ирина Муравьева, Татьяна Доронина, Олег Ефремов, Николай Рыбников, Юрий Яковлев, Леонид Куравлев, Олег Табаков и многие другие, попадая в особый мир кинопроцесса режиссёра Лиозновой, понимали — здесь нужно жить по-честному, без оглядки на опыт, регалии и прочее, создавать роль вдумчиво, скрупулёзно.
На съёмочной площадке, Лиознова была диктатором — «Только так!» И, пожалуй, единственной актрисой, перед кем, Татьяна Михайловна спасовала — была Доронина. На съёмках «Трёх тополей на Плющихе», Доронина творила чудеса актёрского мастерства, и, конечно, уступки режиссёра Лиозновой были уступками гениальной актрисе.
«Ты бездарность!», «Как ты мог стать актёром?!», «Зачем я вообще тебя позвала на эту роль?», — вот самые частые реплики, которые сыпались в адрес большинства её подопечных актёров. Была ли это чрезмерная властность, как полагали некоторые, или это особого рода метод режиссера?
Многие коллеги по режиссёрскому цеху, были уверены — в работе с актёрами, Лиознова использует метод «закалки стали». То есть, чем труднее задача для исполнителя — тем идеальнее будет сделано. Ведь её едва не отчислил за профнепригодность великий Герасимов, а Лиознова смогла доказать — рано её списывать. И так взялась за учебу, что окончила ВГИК с красным дипломом. И снова испытание судьбы — начались гонения на космополитов, и её без всякого объяснения уволили с киностудии. Десять лет она работала ассистентом то у Ростоцкого, то у своего учителя Сергея Герасимова в его театральных постановках, писала пьесы, ставила спектакли, помогала маме шить и продавать вещи. Не гнушалась никакой работой. В 1953 году её восстановили на студии Горького в качестве художественного руководителя Объединения юношеских фильмов, но ещё пять лет не давали снимать.
11 августа 1973 года по Первой программе Центрального телевидения началась трансляция двенадцатисерийного фильма Татьяны Лиозновой по роману Юлиана Семёнова «Семнадцать мгновений весны» — одного из главных произведений советской массовой культуры.
В этом гипнотическом воздействии фильма Лиозновой на народ есть нечто удивительное, учитывая, что снят он против всех законов зрительского кино. «Семнадцать мгновений» состоит из бесконечных длиннот — молчания и реплик, задумчиво повторяемых по несколько раз, проездов по Берлину и проходов по коридорам гестапо, долгих взглядов героя на небо, в рюмку с коньяком, в глаза одиноких женщин, и томительных сигаретных затяжек.
Из-за вызывающего расхождения привычного амплуа актёров и их ролей «Семнадцать мгновений весны» иногда производят впечатление капустника: будто взрослые советские люди, как дети, играют в фашистов. Как Штирлиц разгадывал ребусы разведчика, так и мы, в нашем фильме не оставим в стороне вопросы о назначении на роль того или иного актера. Почему Куравлев упорно «двигался» Лиозновой на роль Гитлера, и почему внешне «добряк» Броневой — стал шефом гестапо? Кого могли сыграть в этом фильме Андрей Миронов, Иннокентий Смоктуновский, Юрий Соломин, Фаина Раневская, Олег Стриженов, и почему они не были утверждены?
На самом деле о «17 мгновениях» чего только не говорили. А актёры могли в одночасье не только стать бешено популярными, как Леонид Броневой, но и совершенными изгоями, как Ольга Сошникова, сыгравшая ненавидимую всеми гестаповку Барбару Крайн.
В фильме снимались:
Татьяна Лиознова — режиссер (архив).
Максим Дунаевский — композитор.
Людмила Лисина — названная дочь Т. Лиозновой.
Вадим Андреев — актёр, ученик Лиозновой.
Ирина Муравьёва — актриса.
Екатерина Жемчужная — актриса.
Ольга Сошникова — актриса.
Елена Цыплакова — актриса, режиссёр, ученица Лиозновой.
Валентина Белых — артистка балета.
Александр Абдулов — актёр (архив).
Олег Янковский — актёр (архив).
Олег Табаков — актёр (архив).