Документальный фильм Николай Караченцов. Я тебя никогда не забуду
Документальный фильмНиколай Караченцов был человеком уникальной судьбы. Один из немногих актёров, которого любили все: зрители — за потрясающие фильмы, песни и трюки без помощи каскадеров, театралы — за фантастические спектакли в Ленкоме, коллеги-артисты — за то, что беззаветно служил профессии.
Прошло уже столько лет, а судьба Николая Караченцова продолжает трогать душу. Общаясь с его семьёй, друзьями и коллегами, мы почувствовали, насколько в их сердцах он жив. Наш фильм, приуроченный к 80-летию любимого актёра, покажет его таким, каким его знали только самые близкие. Мы расскажем о его мечтах и переживаниях, прогуляемся по любимым местам, заглянем в ленкомовскую гримёрку и, конечно, в его уютный дом, где по-прежнему лепят пельмени, которые он так любил.
Николай Петрович как-то сказал, что прекрасно осознаёт: не каждому человеку так везёт в жизни. Карьера, о которой другие могут только мечтать, семья… Всё изменилось резко, неожиданно, в одну ночь… Страшная авария на Мичуринском проспекте разделила его жизнь на до и после.
26 дней Николай Караченцов провел в коме, между жизнью и смертью. Врачи говорили, что с такими травмами не выживают. Что же тогда помогло ему вернуться? Этому, самому тяжёлому периоду для их семьи, посвящен новый спектакль «Караченцов. Письма любви». Наша съёмочная группа стала единственной, кому удалось побывать на репетиции и услышать рассказ о самых драматических и трогательных эпизодах из жизни любимого артиста.
После выхода из комы Караченцову предстояло заново научиться жить. И всё это время рядом была его жена Людмила Поргина. Её любовь и самоотверженность помогали Николаю Петровичу чувствовать себя полноценным человеком. И даже сотворили чудо: в 2013 году актёр вернулся на экран, снявшись в эпизоде картины «Белые росы-2». В интервью, наполненном воспоминаниями, болью и слезами счастья, Людмила Андреевна рассказала нам, почему, вопреки мнению большинства, их семья тогда не спряталась в скорлупу и не скрыла больного Караченцова от посторонних глаз.
С семьёй Николая Караченцова мы дружим не один год. Нам доверяли самое ценное — семейный архив: уникальные кадры из той жизни актёра, которая всегда была скрыта от посторонних глаз. И мы давно следим за судьбой его внуков. Двое старших уже выросли и учатся в институте: Петя — в московском физико-техническом, Яна — на международном праве в МГИМО.
А вот младшая внучка Оля пошла по стопам знаменитого деда. Ей 9 лет, она занимается в театральной студии и уже получила в «Ленкоме» маленькую роль — в спектакле «Королевские игры». Так случилось, что на сцену Оля Караченцова выходит вместе с Анной Большовой — актрисой, игравшей Кончиту в легендарной «Юноне и Авось».
Больше 30 лет Николай Караченцов жил в Вознесенском переулке, в историческом центре Москвы — между Тверской и Большой Никитской. Его сын Андрей показал нам те места, которые были особенно дороги артисту. Провел по тихим улочкам и зелёным бульварам, где он любил гулять с собакой и совершал пробежки по утрам. А еще рассказал, как сотрудники ГАИ специально перекрывали Тверскую улицу, чтобы вечно спешащий Караченцов успевал домчаться на репетицию в «Ленком».
Часто в гости к Николаю Караченцову приходил его близкий друг Максим Дунаевский, который жил по соседству, в доме композиторов. Вместе они записали немало песен, в том числе знаменитый «Кленовый лист», ставший визитной карточкой артиста. В нашем фильме Дунаевский расскажет, почему у Караченцова долго не получалось справиться со словом «кленовый». А еще о том, что диапазону Николая Петровича могли позавидовать даже профессиональные певцы.
Николай Караченцов — один из тех актёров, чья слава была абсолютной. Даже играя «плохих парней», он умудрялся перетянуть зрительские симпатии на свою сторону. Коллеги — режиссёры и актёры — искренне удивлялись: «Ну как ему это удается?». Личности малоприятные в исполнении Караченцова получались такими обаятельными, что порой затмевали собою всех положительных героев вместе взятых. А Караченцов, в общем-то, ничего особенно и не играл. Просто вспоминал своё детство, прожитое по законам улицы.
Родители будущего актёра — художник Пётр Караченцов и балетмейстер Янина Брунак — развелись еще до рождения сына. Маленький Коля долгие годы вообще не понимал, что такое настоящая семья. Будучи востребованным хореографом, его мама постоянно была в разъездах. И ребёнок оказался в интернате. Там, как и все мальчишки, он ходил драться с местной уличной шпаной и всячески хулиганил. Именно в интернатском детстве Караченцов усвоил принципы братства, благородства и справедливости, которые потом проявлялись во всем, даже в экранных негодяях, которых он играл. Школьный друг Николая Петровича, дипломат Валерий Морозов, в нашем фильме расскажет о непростом детстве Николая Петровича и о том, какой отпечаток оно наложило на его личность.
В нашем фильме мы расскажем, что кинокарьера Николая Караченцова могла завершиться, так и не начавшись. По окончании школы-студии МХАТ, куда Караченцова и брать-то не хотели, он угодил в «черные списки». Его просто запрещено было снимать. «Разве может быть советский герой с таким-то лицом?» — говорили чиновники.
Театральная карьера в Ленкоме тоже много лет не складывалась. Он играл второстепенные роли во второсортных постановках, и готов уже был согласиться, что выбрал не ту профессию. Но две судьбоносные встречи изменили все! В 1973 году в Ленком пришел Марк Захаров. Он обратил внимание на Караченцова и доверил ему главную роль в пьесе «Тиль». Уже на следующий день после премьеры вся Москва говорила о потрясающем молодом актере из Ленкома. А в 1975 году Караченцова заметил известный кинорежиссер Виталий Мельников и пригласил его на главную роль в фильме «Старший сын».
Режиссёр культовой картины «Человек с бульвара Капуцинов» Алла Сурикова призналась нам, что вначале видела Караченцова в роли Черного Джека. Но Николай Петрович настоял: он — Билли Кинг. В подтверждение своих слов актёр так убедительно подрался на пробах с постановщиком боевых сцен Александром Иншаковым, что Сурикова сразу же утвердила его на роль. И не прогадала: Билли Кинга в исполнении Караченцова полюбила вся страна.
Актёр Александр Лазарев-младший долгие годы работал с Николаем Караченцовым на одной сцене в «Ленкоме». И до сих пор поражается его самоотдаче и тому, как актёр умел забирать на себя все внимание зрителей. Лазарев-младший убежден: Караченцов такой же творец «Юноны и Авось», как Рыбников и Вознесенский. Каждый раз, перед очередным спектаклем, коллеги просто боялись заходить к нему в гримерку! В театре то ли всерьез, то ли в шутку говорили: «Никогда не знаешь, кто там за дверью… всё ещё Николай Петрович Караченцов, или уже граф Резанов…».
Дмитрий Певцов, который вынужден был экстренно вводиться на эту роль, когда Караченцов попал в аварию, в нашем фильме честно признается: что бы он ни делал на сцене, эталонным всё равно остается Резанов, созданный Караченцовым.
У Николая Караченцова были толпы поклонниц. Женщины атаковали его повсюду. Но настоящая любовь проверяется испытаниями. Когда Николай Караченцов только вышел из комы, то сразу обратился к жене: «Люда, давай обвенчаемся». А за несколько дней до своего ухода он сказал своей любимой такие слова: «Когда ты придёшь туда, я возьму тебя на руки, и мы полетим вместе… здесь я уже не могу… там смогу… я буду петь тебе песни. У нас с тобой жизнь вечная».
В фильме принимали участие:
Людмила Поргина — вдова
Андрей Караченцов — сын
Ирина Караченцова — невестка
Ольга Караченцова — внучка
Петр Караченцов — внук
Янина Караченцова — внучка
Алла Сурикова — режиссёр
Александр Лазарев-младший — актёр
Дмитрий Певцов — актёр
Максим Дунаевский — композитор, друг Караченцова
Марк Захаров — художественный руководитель «Ленкома»
Рудольф Фурманов — режиссёр, друг Караченцова
Игорь Золотовицкий — ректор школы-студии МХАТ
Валерий Морозов — дипломат, школьный друг Караченцова
Александр Иншаков — президент Гильдии каскадёров.