Документальный фильм Передвинем передвижников
Документальный фильмОсенью 2024 года из 12 городов России в одно и то же время выехали фуры с очень ценным грузом. В Москву они везут картины Крамского, Репина, Сурикова, Поленова и других гениев русской живописи. Страховая оценка маршрута — тайна. Ведь эти шедевры — бесценны! Все они едут на уникальную выставку «Передвижники», автор которой — Третьяковская галерея. Уникальность её в первую очередь в масштабе: в таком количестве полотна первых художников XIX века собирались вместе более 50 лет назад. В 1971 году в Москве торжественно отмечалось столетие Товарищества передвижных художественных выставок.
Историю передвижников в России изучали ещё в школе. В учебниках писали, что художники были бунтарями и цель их творчества — борьба с пороками общества, поддержка революционеров. Оказывается, всё не совсем так. Или совсем не так! Мы расскажем, почему на картине Ильи Репина «Не ждали» герой в такой растерянности смотрит на близких, по каким символам на холсте мы можем определить истинную причину этой растерянности и узнать почему же героя не ждали.
Пожалуй, ни одно творческое объединение в России не обросло таким количеством мифов. И задача новой выставки — как и этого фильма — развенчать их. Например, о противостоянии Товарищества и власти. Многие передвижники были успешными и востребованными художниками и писали портреты, в том числе, членов императорской семьи.
Их считали чуть ли не бессеребренниками. А на деле — многие из них были очень богаты. Например, Николай II купил у Василия Сурикова его картину «Покорение Сибири Ермаком Тимофеевичем» за 40 000 рублей, никто не получал из русских художников больше. А вот Илья Репин, чьи картины тоже покупали цари — за «Запорожцев» Александр III отдал 35 000 рублей — в старости не мог купить холста. Состояния его лишили большевики. И богатейший художник своего времени писал на линолеуме. В фильме использована уникальная кинохроника, на которой запечатлены последние годы жизни гения.
За штампами и легендами о передвижниках потерялись сами художники. А ведь судьбы их удивительны.
Сама трагическая фигура передвижников — Алексей Саврасов. Автор картины «Грачи прилетели» закончил свою жизнь в больнице для нищих, в последние годы зарабатывая гроши на копиях своих знаменитых грачей. А глава передвижников Иван Крамской, автор знаменитого полотна «Христос в пустыне», оказывается, был бунтарем и низвергателем устоев. Человеком невероятно смелым и сильным. Мы расскажем, почему его отговаривали жениться, и как этот брак мог разрушить всю его жизнь. Но художник выбрал любовь!
По какой причине Василия Сурикова братья-передвижники обвиняли в скупости, как однажды тюбики с краской от смерти спасли Илью Репина, почему Николай Ге в зените славы сбежал из столицы на хутор в избу с земляным полом, как в один день со скандалом Василий Перов вышел из товарищества, — эти и многие другие истории из жизни главных художников второй половины XIX века в нашем фильме.
Ещё одна важная фигура — меценат Павел Третьяков. Он поддерживал передвижников не только материально, для многих из них стал близким другом. А что касается коллекционирования — в его собрании почти все жемчужины передвижных художественных выставок — за шедевр он готов был биться с кем бы то ни было. Чем заслужил специальный императорский указ-резолюцию…
Третьяковская Галерея — хозяйка выставки «Передвижники» — впервые так откровенно позволяет наблюдать весь процесс подготовки новой экспозиции. Да и ещё и в новом здании — на Кадашёвской набережной. Это будет первая выставка живописных работ в новом корпусе галереи. Мы узнаем в деталях как придумывалось её пространство, кто такой «архитектор выставки», какую роль играет цвет, свет и даже температура в выставочном зале. Впервые мы увидим работу дизайнеров галереи, которые рисуют масштабные афиши и придумывают сувенирную продукцию. И главное — в чём идея новой выставке, как встречают картины в Москве из разных музеев России, почему «Передвижники» обещают стать событием культурной жизни страны.
Прошло 100 лет с последней выставки Товарищества, и неожиданно открываются новые смыслы на старых полотнах. Смыслы, которые окажутся очень близки зрителю сегодня! В 21 веке.
В фильме приняли участие:
Татьяна Юденкова, доктор искусствоведения, заведующая отделом живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи, куратор выставки
Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, заместитель генерального директора Государственной Третьяковской галереи по научной работе
Светлана Степанова, доктор искусствоведения, старший научный сотрудник отдела живописи XVIII — первой половины XX века
Галина Серова, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала ХХ века Третьяковской галереи
Светлана Капырина, сотрудник отдела живописи второй половины XIX — начала XX века Третьяковской галереи
Сергей Фатеев, заместитель руководителя проекта по строительству нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашёвской набережной
Дарья Дудко, помощник куратора выставки
Андрей Замковой, художник-реставратор, руководитель реставрации картины Василия Перова «Охотники на привале»
Ольга Ментюкова, заведующая сектором отдела рукописей Третьяковской галереи
Алима Фейзулина, художник компьютерной графики Третьяковской галереи