22 февраля 14:39Москва, GMT+3

Вторая половина 1960-х годов на телевидении была чередой праздников и юбилеев. Страна готовилась «к двум крупнейшим историческим датам» — 50-летию Великой Октябрьской социалистической революции и столетию со дня рождения В. И. Ленина. Количество передач и фильмов о революции и Ленине было ошеломляющим.

Готовились и к празднованию 20-летия Победы: появились передачи нового формата — минута молчания, первый телесериал «Вызываем огонь на себя», по сути, ставший авангардом в теории и практике отечественного ТВ.

1960-е годы — время появления многих «долгоиграющих» передач, вызывающих ностальгию у многих современных зрителей. В 1960 г. впервые вышел тележурнал «Здоровье» и «Телевизионный клуб кинопутешествий» (с 1973 г. программу переименовали в «Клуб кинопутешественников»). С 8 ноября 1961 г. шла молодёжная игра «КВН», построенная на импровизации (в отличие от её современного аналога, полностью действующего по заранее написанному сценарию), а также схожие по формату передачи: «А ну-ка, девушки!», «Алло, мы ищем таланты!». С 1962 г. появились «Музыкальный киоск», обозрение «Кинопанорама». В тот же год по субботам стала выходить передача «Голубой огонёк» (до этого несколько раз переименованная), позже её специальные выпуски стали выходить и в официальные праздники, а с 1964 г. она стала основной новогодней передачей жителей СССР.

Детская телевизионная передача «Спокойной ночи, малыши!» впервые вышла в эфир 1 сентября 1964 года. Инициатива создания передачи принадлежала главному редактору редакции программ для детей и юношества Валентине Фёдоровой. Изначально не было технической возможности для записи программ, поэтому они выходили только в прямом эфире и то в виде картинок с закадровым текстом. Затем появились кукольные спектакли и небольшие пьесы, в которых играли артисты МХАТа и Театра Сатиры. Помимо кукол, в «Спокойной ночи, малыши!» принимали участие дети 4−6 лет, в гости к которым приходили известные театральные актеры: давали советы, рассказывали сказки. И только в конце 1960-х годов в передаче стали появляться знакомые всем куклы: Филя (1968), Степашка (1970), Хрюша (1971). Первым диктором единственной в то время детской программы стала Нина Кондратова. Потом же ведущих было больше: Валентина Леонтьева (тётя Валя), Владимир Ухин (дядя Володя), Светлана Жильцова, Татьяна Веденеева (тётя Таня), Ангелина Вовк (тётя Лина), Татьяна Судец (тётя Таня), Юрий Григорьев (дядя Юра), Юрий Николаев (дядя Юра).

Ещё одна развлекательная передача — «Добрый вечер», она же «Кабачок „13 стульев“» — выходила с начала 1966 г. Это была любимая юмористическая передача зрителей: действие происходит в польском кафе, паны и пани — актеры московского Театра сатиры — наряжены по моде и под фонограмму поют песни зарубежной эстрады (только социалистических государств). Ходили слухи, что в суровое «лапинское» время 1970-х годов эту передачу не закрывали исключительно из-за особой любви к ней Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева.

С 1968 г. появилась передача «В мире животных».

С середины 1960-х гг. увеличилось количество спортивных трансляций и передач о спорте.

Серьёзные изменения появились и в новостной сфере. До начала 1960-х годов телевизионная служба новостей из-за слабости своей технической базы использовала материалы «Последних известий» радио, лишь сокращая при чтении их объём. С 1960 г. «Последние известия» стали самостоятельными «Телевизионными новостями», первый выпуск передавался в 19 часов, а время второго и третьего не было закреплено — они шли в перерывах между вечерними передачами и по окончании программы, ближе к полуночи.

1 января 1968 г. в эфир выходит программа «Время». В рамках чётко определённого (по объёму и месту) отрезка вещания «Время» сообщало аудитории о важнейших событиях дня, стремясь к стабильной форме, близкой к газете. «Время» не сразу закрепило за собой точное, ничем и никогда не нарушаемое место в программе. Лишь с 1972 г. аудитория Центрального телевидения получила уверенность в том, что с 21.00 до 21.30 можно будет узнать о событиях дня.

На самом деле в стране существовал и транслировался в эфир один-единственный канал — вплоть до 1956 года. Сложившаяся монополия была нарушена 14 февраля 1956 года, когда в эфир вышла Вторая программа ЦТ, в этот же день, кстати, была создана редакция «Последних известий». Обе программы транслировались лишь в вечернее время, а Вторая — ещё и не ежедневно. Длительность вещания была небольшой и варьировалась в пределах двух-трёх часов, в зависимости от количества передач. Московское телевидение перешло на вещание без выходных дней с 1 января 1955 года (только Первая программа). А с октября 1956 года телевизионное вещание в Ленинграде тоже стало ежедневным.

Уже к концу 1960-х гг. Центральное телевидение СССР было многопрограммным. Первая общесоюзная программа (объём вещания — 11 часов в сутки) охватила большую часть страны (от 70 до 80% населения). С октября 1967 г. Первая программа стала регулярно показывать передачи цветного телевидения — по 5−6 часов в неделю.

Вторая программа ЦТ («Московская»), с объёмом вещания 6 часов в сутки, предназначалась в основном для зрителей Москвы и области.

С марта 1965 г. начала вещание Третья учебно-образовательная программа — её передачи были адресованы школам, вузам, для врачей, учителей и других специалистов. Зона её распространения была небольшой.

Целевая аудитория четвёртой программы ЦТ СССР была официально названа «людьми с повышенными культурными запросами». Она появилась 4 ноября 1967 г., но уже в начале 1970-х ушла из эфира.

С 1970-х годов меняются и структура, и руководство, и стиль управления телевидением. 12 июля 1970 г. указом Президиума Верховного Совета Государственный комитет по телевидению и радиовещанию вышел из ведомства Совета Министров СССР и стал полноправной частью системы государственного управления. Была поставлена и новая задача — «повышение идейного уровня программ». Решать её было поручено новому председателю Гостелерадио СССР С. Г. Лапину (он пробыл на этом посту до
1985 г.). Опытный дипломат, журналист и политик, давний товарищ Л. И. Брежнева, знаток литературы и искусства, он проводил жёсткую внутреннюю политику. Развлекательные передачи проходили цензуру, некоторые были запрещены. В 1971 г. из эфира исчез «КВН» (вновь появился в 1986 г.).

При этом в 1970-е годы в сетке вещания появилось больше развлекательных передач («Песня года»), театральных постановок, фильмов и, конечно же, спортивных трансляций.

«Советский человек после трудового дня имеет право отдохнуть у телевизора», — справедливо определил Л.И. Брежнев одно из основных предназначений телевидения.